Отсрочка Ада
Споры о том, когда душа попадает в
ад — немедленно после смерти или
после Страшного суда, — начались в
раннехристианские времена, причем
особая популярность идеи «отсрочки
ада» — dilatio infemi — приходится на
период 2-6 вв. (РИШАР). Впервые эта
идея нашла выражение, по-видимому, у
СВ. ЮСТИНА (2 в.), который полагал, что
непосредственно после смерти души
ожидает лишь некое предварительное
разделение: «Души праведников
ожидают времени суда в более
хорошем месте, а души нечестивых —
в более плохом» (ДИАЛОГ С ИУДЕЕМ
ТРИФОНОМ, col. 487). Св. Ипполит (3 в.;
ПРОТИВ ГРЕКОВ, col. 795) полагает, что
души грешников уже находятся в
темноте ада, но огненное озеро
посреди ада — главное орудие
наказания, — будет пустовать
вплоть до Страшного суда.
Тертуллиан также говорит об
отсрочке наказания и для демонов, и
для грешников. С другой стороны, уже
св. ХИЛАРИЙ (ум. 366) настаивает на том,
что души отправляются в ад
немедленно; при этом, чтобы ощутить
наказание, они получают
разреженные, нетвердые тела, «подобные
пыли и грязи», в которые муки и
страдания будут входить так же
легко, «как ветру легко рассеивать
пыль» (ТРАКТАТ НА ПСАЛМЫ, col. 258).
Положение о том, что душа идет в ад
сразу после смерти (mox in infernum descendere),
стало догматом западной церкви в
силу решения Второго Лионского
собора (1274). Однако тем самым
фактически предполагалось наличие
двух судов над душой человека —
двух «эсхатологий»: «малой,
персональной, и большой , всемирно-исторической»
(ГУРЕВИЧ, 198), — что вполне могло
казаться — и казалось — чрезмерным.
Поэтому некоторые теологи (особенно
протестанты) возвращались к идее
отсрочки ада, придавая ей новые
формы. Так, английский теолог
Джилберт Бёрнет (кон. 17 в.) полагал,
что душа до момента страшного суда
впадает в некий сон — «психопаннихию»;
к сходным воззрениям ранее
склонялся и Лютер (БАУТЦ, 114). Многие
мистики 17- 18 вв. также стремились
избавиться от чрезмерного, с их
точки зрения, посмертного «малого
суда»: так, член т. н.
филадельфийского общества И. В.
ПЕТЕРСЕН полагал, что после смерти
происходит лишь предварительное
разделение душ на два основных
класса, наказание же совершается
только в момент Страшного суда (УОКЕР,
240).