Виды наказаний
общепринятым в богословии было различение «наказания отрицательного, или наказания лишением» (роеnа privativa seu damni) и «наказания позитивного, или наказания чувства» (роеnа positiva seu sensus). Первое состоит в лишении: в вечном и окончательном удалении грешника от добра, от «лицезрения Божественного лика, которое составляет вечное блаженство праведных» (МАЛЛЕ, 666); второе заключается собственно в «позитивных» физических мучениях, которые, по мнению одних богословов, должны наступить после обретения
НАКАЗАНИЯ ЗА СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ: ДЕМОНЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ОБЖОР ГЛОТАТЬ ЖАБ, КРЫС И ЗМЕЙ. Из ФРАНЦУЗСКОЙ книги "Le grand kalendrier et compost des Bergiers" (1496).
душой воскресшего тела в
результате Страшного суда, а по
мнению других — могли начаться и
сразу после смерти; так, Хиларий,
как указывалось выше, даже
предусмотрительно снабжает
грешников неким подобием тел, чтобы
они могли без затруднений
воспринять физические муки.
Последние были расписаны по всем
пяти органам чувств: осязание
страдает от огня, слух — от
нескончаемых воплей отчаяния,
обоняние — от вони серы и прочих
миазмов, вкус — от жажды и голода,
зрение — от ужасающих картин пыток
и постоянного мрака (который,
видимо, мыслится богословами не
столь абсолютным, как это
предполагается Библией, говорящей
об аде как о «стране мрака», где «темно,
как самая тьма». — Иов. 10:22).
После Страшного суда, когда
грешники получат в вечное
пользование свои теперь уже
нетленные тела, они будут еще
острее ощущать свои муки, в то время
как праведники будут гораздо
острее переживать блаженства; для
первых тела станут усилителем
страданий, а для вторых —
наслаждений. Таким образом, как не
беэ иронии замечает дантовский
Виргилий, грешников «ждет полнее
бытие в грядущем» (АД, 6:111).