Демоны в Аду
Падшие ангелы ожидают суда и
наказания в аду: «...Бог ангелов
согрешивших не пощадил, но, связав
узами адского мрака, предал блюсти
на суд для наказания» (2 ПЕТР. 2:4); Бог
«соблюдает» согрешивших ангелов «в
вечных узах, под мраком, на суд
великого дня» (ИУД. 1:6).
Вместе с тем, несомненным было и
присутствие демонов в мире. Таким
образом, демоны одновременно и бы
ли, и не были в аду (о способах вы
хода из этого противоречия: Места
обитания демонов); но даже если они
и находились в аду, то оставалось
неясным, каким образом они
совмещали функции наказываемых и
наказывающих. Догматическое
богословие предпочитало обходить
эту проблему, и в решениях Второго
Лионского собора, приговорившего
человека к немедленной посмертной
отправке в ад, ничего не говорится (как,
впрочем, и в решениях других
Соборов) о том, когда начинается
наказание демонов.
ДЬЯВОЛ, РАДУЮЩИЙСЯ ВИДУ ДУШ, ОТПРАВЛЯЮЩИХСЯ В АД. Скульптура СОБОРА CЕНT-ЭТЬЕНН В БУРЖЕ, ФРАНЦИЯ (12-13 ев).
Раннехристианские богословы,
откладывающие начало наказания для
человека до Страшного суда (Юстин,
Тертуллиан), утверждали то же самое
и о демонах. И позднее среди
теологов было весьма
распространено мнение, что демоны
либо пока не осуждены, либо еще не
знают о своем осуждении, и роеnа sensus
для них начнется лишь после
Страшного суда (БАУТЦ, 114-115).
Между тем ни иконография, ни
художественная литература не
испытывали затруднений в
совмещении противоположных ролей
дьявола в аду: так, на иллюстрации к
«ВИДЕНИЮ ТНУГДАЛА» (имело место,
согласно записавшему его некому
Маркусу, в 1149) Люцифер зверски
пережевывает грешников, но и сам
при этом лежит прикованным к
железной решетке; сходным образом
трактует Люцифера Данте.
В средневековом аду присутствуют и
персонажи античного ада,
превращенные в демонов: таковы «демон
Цербер грязнорылый», «трехзевый ...,
хищный и громадный» (АД, 6:31,13); Минос,
«хриплоголосый Плутос» (Ад, 7:2) (Плутон).