Местонахождение Ада
Разнообразные и зачастую
противоречивые соображения о месте
ада высказывались уже в
междузаветной апокрифической
литературе: так, 1 КНИГА ЕНОХА (которая
сначала была даже включена в
библейский канон) помещает его то
под землей, на востоке, в пещерах
некой высокой горы (22); ТО В огромной
пустыне, где нет никакой земли (108:3).
В Средние века, безусловно,
господствовала теория подземного
расположения ада: он понимался как
закрытое пространство в центре
земли; как полуокружность под
земным диском, симметрично
отражавшая небесную арку над
диском земли; как пропасть или яма,
имеющая открытый выход на земную
поверхность в отдаленном районе
мира. Представления об аде как
неком далеком крае земли были менее
распространены: Дж. Б. РАССЕЛЛ
говорит, в частности, о «малой
традиции», помещавшей ад в «Исландии,
чей исключительный холод напоминал
о месте вечных мук» (ЛЮЦИФЕР, 72). У
Данте ад образовался в результате
падения Люцифера, который вонзился
в южное полушарие Земли и застрял в
ее центре, физическом средоточии
Вселенной (Данте не разделяет
мнения большинства теологов,
считавших, что падение ангелов
произошло до сотворения земли и
неба); земля в северном полушарии,
расступившись вокруг головы
Люцифера, образовала
воронкообразную пропасть ада.
Мильтон в отличие от Данте,
учитывает, к моменту падения
ангелов небо и земля еще не
сотворены, и потому помещает ад «не
в центре Земли..., но ; области тьмы
кромешной, точнее — Хаоса» (МИЛЬТОН,
23; предисл. к первой книге).
Связь дьявола с севером (7) Место
обитания демонов) заставляла порой
и ад помещать где-то на севере, как
это делает, например, БОНА-ВЕНТУРА (КОММЕНТАРИЙ
НА ЕККЛЕСИАСТ, 11:3). Иногда ад
располагали на неком острове: так,
во французской поэме «Гион
Бордосский» (13 в.) ад расположен на
острове, именуемом Moysant.
Ад, в соответствии с изложенной
выше идеей взаимосозерцания
грешников и праведников, находится
поблизости от рая, возможно,
напротив него. Это
распространенное в Средние века
представление поддерживается
апокрифическими текстами: ад на
третьем небе, на севере, напротив
рая (2 ЕНОХ. 10:1); «Откроется печь
Геенны, и напротив — рай блаженства»
(4 ЕЗДР. 7:35). Визионеру Бернольду ад
представляется «темным местом»,
куда «из соседнего места» доходят
луч райского света и благоухания
обители отдохновения святых» (ГУРЕВИЧ,
220).
В 17-18 вв. имеют место попытки
встроить ад в реалии, открытые
новым естествознанием. Одной из
самых популярных теорий о
местонахождении ада, вполне
серьезно обсуждаемой даже в
энциклопедии Дидро и Далам-бера (в
статье МАЛЛЕ, 667), стала теория
ТОБИАСА СУИНДЕНА, который, ссылаясь
одновременно на современные ему
научные представления о Солнце и на
Апокалипсис («Четвертый Ангел
вылил чашу свою на солнце: и дано
было ему жечь людей огнем», 16:8),
утверждал, что ад находится на
солнце, поскольку оно есть
нескончаемое пламя и поскольку
только там могут поместиться все
грешники. Нарисованная Суинденом
картина отличается от
традиционного богословского ада
тем, что в ней чередование
крайностей — огня и холода —
заменено однообразием вечного
поджаривания; однако любопытно, что
последователь Суиндена, священник
и математик Уильям Уистон, также
озабоченный тем, чтобы найти аду
место в новой посткоперниканской
Вселенной, исправляет этот
недостаток: он считает, что кометы
должны рассматриваться как «ады»,
предназначенные для того, чтобы
переносить осужденных то в
близость к Солнцу, где их жарит
огонь, то, напротив, в холодные и
темные регионы — например, в орбиту
Сатурна. Так древнее представление
об аде как чередовании огня и
холода в псевдорациональной форме
возвращается в новую, уже «научную»
картину ада. В то же время кометы
Уистона воскрешают в такой же
псевдорациональной форме
традиционный атрибут адского
пейзажа — колесо, имеющее место еще
в раннехристианском видении св.
Павла .