Муки грешников
Ужасы ада настолько чудовищны,
что грешники, согласно Данте,
сходят с ума, «свет разума утратив
навсегда» (АД, 3:18; нельзя не
отметить, что этому утверждению
противоречат многочисленные места
«Ада», где души осужденных
рассуждают вполне разумно). Мертвец,
явившийся из ада в рассказе Якопо
Пассаванти («Зерцало истинного
раскаяния», 1354), находит
красноречивый способ дать своему
земному визави представление об
адских страданиях: он стряхивает на
ладонь собеседника капельку пота с
пальца, и она прожигает тому руку.
Многие авторы стремились подчинить
многообразие адских мук некой
нумерологической логике, опять-таки
связанной с семеркой и девяткой.
Мук весьма часто насчитывают
девять — по Бенедейту, девять мук в
нижнем аду таковы: огонь, который
жжет, не освещая; холод; неумирающие
рептилии — змеи и драконы; вонь;
бичевания; тьма; смятение грешников;
ужасный вид демонов и драконов;
железные цепи, которыми скованы
члены истязаемых. Однако мук может
быть и девяносто девять, и семь — по
числу смертных грехов.
Старофранцуэская поэма «Змей суда»
соединяет оба числа: в аду — семь
башен, в каждой из них грешники
претерпевают девяносто девять мук (ОУЭН,
82).
Однако фантазия большинства
авторов, живописующих адские муки,
не укладывается ни в какие
нумерологические рамки. Среди
немногих устойчивых моделей,
организующих подобные крайне
хаотичные описания, следует
отметить стремление каким-либо
образом уподобить наказание
совершенному преступлению:
наказание либо направляется на
согрешившую часть тела, либо
пародирует сам процесс
преступления, либо заставляет
грешников «насладиться»
исполнением своих преступных
желаний, но в такой пародийной
форме, что желаемое «благо»
доставляет одно мучение. В «Апокалипсисе
Петра» (кон. 1 в.) богохульники
повешены за языки; убийц поедают
змеи под взглядами их жертв;
клятвоотступники откусывают
собственные языки и губы;
прелюбодейницы подвешены за волосы
над озером кипящей грязи, а их
партнеры подвешены рядом, но только
за ноги, так что головы их окунаются
в грязь; и все они говорят: «Мы
никогда не думали, что попадем в это
место». В другом видении жадному до
золота сподвижнику Карла Великого
демоны льют в горло раскаленное
золото — таким образом, он получает
именно то, что хотел (ГУРЕВИЧ, 189). В «ВИДЕНИИ
ТНУГДАЛА» воры должны нести
украденное ими по узкому мосту,
покрытому железными кольями,
ранящими ступни; под мостом бушует
озеро, волны которого достигают
неба; оно кишит хищными тварями,
которые пожирают всех, кто
срывается с моста. Похотливые
беременеют ядовитыми змеями,
которые, рождаясь, вылезают из всех
членов несчастного, протыкая его
острыми огненными клювами и
когтями. Другой способ упорядочить
наказание — ввести его
количественную градацию сообразно
тяжести преступления. В
инфернальную реку клеветники
погружены по колено,
нераскаявшиеся прелюбодеи — по пуп;
те, кто ссорился в церкви, — по губы;
те, кто радовался несчастьям
ближнего, — по брови (ВИДЕНИЕ СВ.
ПАВЛА, 4). В «Видении Альберика»
грешники погружены в лед на ту или
иную глубину, в соответствии с их
грехами (ОУЭН, 252).
КОТЕЛ С ГРЕШНИКАМИ НАГРЕВАЕТСЯ В АДСКОЙ ПАСТИ. ДЕМОНЫ РАЗДУВАЮТ ОГОНЬ МЕХАМИ. МОЛИТВЕННИК КАТАРИНЫ КЛЕВСКОЙ.
Довольно часто наказание представляет собой целый цикл процессов, пародирующих смерть и возрождение, причем в этой пародии возрождение не менее мучительно, чем смерть. В «ВИДЕНИИ ТНУГДАЛА» ангел ведет визионера в глубокую долину, полную горящих угольев и ужасного смрада и закрытую крышкой; грешники падают на крышку и поджариваются на ней, расплавляясь, как воск, а потом проваливаются вниз, в огонь, где возрождаются для новых мук. Ангел объясняет, что здесь мучаются убийцы и что через некоторое время они будут подвергнуты новым, еще более тяжким мукам. Предателей демон гоняет раскаленным железным шестом вокруг горы, с одной стороны огненной (горящей «темным» фосфорным огнем), а с другой стороны — снежной и ледяной. Люцифер «при каждом выдохе извергал из глотки души осужденных и развеивал их по всем областям ада... А когда он вдыхал, он втягивал все души назад и, когда они падали в серные испарения его утробы, пережевывал их...», что, естественно, повторяется до бесконечности. В другом месте демоны расплющивают души молотами на наковальнях, так что они становятся совсем крохотными и тем самым как бы превращаются в детей, чтобы претерпеть заново весь цикл наказания.
ЛЬВИНОПОДОБНАЯ ПАСТЬ АДА, ЛЮЦИФЕР И САТАНА НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ. ТИТУЛЬНЫЙ лист ФРАНЦУЗСКОЙ книги .Livre de la Deablerie (1568).
В описании ада у Винсента Бове
демоны заталкивают в глотки
грешникам раскаленные монеты, те
давятся и изрыгают их, но лишь затем,
чтобы получить их обратно. В том же
аду демоны бросают грешные души в
кипящие котлы, где они становятся
подобны новорожденным младенцам;
затем их вытаскивают оттуда
железными крючьями, и они
приобретают прежний облик, но их
снова бросают в котел, и пытка
повторяется (ВИНСЕНТ БОВЕ, кн. 28, с.
15). Мука бесконечно повторяющимся
процессом — едва ли не самый
основной мотив в описаниях
наказании грешников: безжалостные
ростовщики до бесконечности жуют
собственные языки; молодые женщины,
убившие своих незаконнорожденных
младенцев и скормившие их свиньям,
лежат в черных одеждах, покрытые
смолой и серой, в то время как
четыре «злых ангела» беспрестанно
наносят им раны своими огненными
рогами и требуют от них, чтобы они
признали Сына Божия; однако
преступление их таково, что им
отказано в раскаянии (ВИДЕНИЕ СВ.
ПАВЛА, 4); некий человек сидит на
пылающем троне, а прекрасные
женщины всю вечность напролет
бросают ему в лицо горящие головни,
которые проникают ему прямо в кишки;
другого грешника — в прошлом
жестокого тирана — демон
освежевывает и посыпает солью,
повторяя этот процесс, как только
грешник вновь обрастает кожей (ВИДЕНИЕ
МОНАХА ГУНТЕЛЬМА, ВИНСЕНТ БОВЕ, КН.
30, С. 16). Все совершающееся в аду не
ведет ни к какому результату, ни к
какому изменению в состоянии
грешников; процесс муки, при всей
ужасающей реальности причиняемой
им боли, в то же время абсолютно
призрачен, поскольку не оставляет
никаких следов: отрубленные члены
вновь и вновь отрастают, раны
затягиваются, и все начинается
сначала. Полная безрезультатность
происходящего (которое с этой точки
зрения трудно назвать происходящим)
совершенно воплощает
ветхозаветное проклятие: «Будут
есть, и не насытятся; Будут блудить,
и не размножатся» : 4:10).
Вопреки богословским догматам,
средневековая фантазия все же дает
грешникам возможность отдыха от
мук Отдых по воскресеньям души
получили после посещения ада
апостолом Павлом и архангелом
Михаилом - ВИДЕНИЕ СВ. ПАВЛА, 3);
Аврелий Пруденций (348-408) назначает
для такого отдыха ночь на
Воскресенье Христово.