Иконография Антихриста
Иконографические типы Антихриста
в средневековом искусстве
ориентированы либо на образ «зверя»,
выходящего из бездны (звероподобное
четвероногое существо с копытами,
огромными зубами, хвостом,
торчащими ушами), либо на
гуманоидный образ «царя и воина» (со
щитом и с мечом, в короне),
демоническим добавлением к
которому служили крылья. Его
окружают демоны, вылетающие у него
изо рта, шепчущие ему в ухо (часто —
по демону у каждого уха). Порой
подчеркиваются его сыновнее
отношение к дьяволу: на мозаичном
изображении Страшного суда в
соборе на острове Торчелло (близ
Венеции, 9-12 вв.) Антихрист, как
ребенок, сидит на левом колене
скованного Сатаны, образуя с ним
группу, весьма напоминающую
Мадонну с младенцем (ЭММЕРСОН, 127-128).
В сопровождении ухмыляющихся и
скалящих зубы демонов Антихрист
вешает, обезглавливает, протыкает
копьями христиан; из лжечудес
Антихриста излюбленным в
иконографии было нисхождение огня
с неба, пародирующее сошествие
святого Духа на апостолов. Иногда
он изображается сидящим на
Левиафане, которого понимали как
символ Антихриста.
Таинственность смерти Антихриста
не затрудняла художников:
Антихрист у них умирает от удара
молнии
Смерть Антихриста и Воскрешение Еноха и Илии. Англо - норманский апокалипсис.
или от камня, падающего с неба (в
то время как Христос из тучи
угрожающе простирает к нему руку),
либо просто падает с трона, а корона
сползает с его головы; иногда ангел
(архангел Михаил) поражает
Антихриста мечом; витраж в соборе
Нотр-Дам (Париж), трактуя слова
апостола Павла об убиении «духом
уст» буквально, показывает Христа,
дующего на обреченного Антихриста.
В англонорманском апокалипсисе
Христос держит в руке, в качестве «орудия
гнева», голову льва, который
изрыгает пламя на Антихриста; демон
услужливо помогает Христу
прикончить врага.