Иконография Антихриста

Иконографические типы Антихриста в средневековом искусстве ориентированы либо на образ «зверя», выходящего из бездны (звероподобное четвероногое существо с копытами, огромными зубами, хвостом, торчащими ушами), либо на гуманоидный образ «царя и воина» (со щитом и с мечом, в короне), демоническим добавлением к которому служили крылья. Его окружают демоны, вылетающие у него изо рта, шепчущие ему в ухо (часто — по демону у каждого уха). Порой подчеркиваются его сыновнее отношение к дьяволу: на мозаичном изображении Страшного суда в соборе на острове Торчелло (близ Венеции, 9-12 вв.) Антихрист, как ребенок, сидит на левом колене скованного Сатаны, образуя с ним группу, весьма напоминающую Мадонну с младенцем (ЭММЕРСОН, 127-128). В сопровождении ухмыляющихся и скалящих зубы демонов Антихрист вешает, обезглавливает, протыкает копьями христиан; из лжечудес Антихриста излюбленным в иконографии было нисхождение огня с неба, пародирующее сошествие святого Духа на апостолов. Иногда он изображается сидящим на Левиафане, которого понимали как символ Антихриста.

Таинственность смерти Антихриста не затрудняла художников: Антихрист у них умирает от удара молнии

Смерть Антихриста и Воскрешение Еноха и Илии. Англо - норманский апокалипсис.

или от камня, падающего с неба (в то время как Христос из тучи угрожающе простирает к нему руку), либо просто падает с трона, а корона сползает с его головы; иногда ангел (архангел Михаил) поражает Антихриста мечом; витраж в соборе Нотр-Дам (Париж), трактуя слова апостола Павла об убиении «духом уст» буквально, показывает Христа, дующего на обреченного Антихриста. В англонорманском апокалипсисе Христос держит в руке, в качестве «орудия гнева», голову льва, который изрыгает пламя на Антихриста; демон услужливо помогает Христу прикончить врага.

Главная. Другие книги.

 

Hosted by uCoz