Библейские свидетельства
В Новом Завете слово «антихрист» встречается только в посланиях Иоанна, причем как имя нарицательное, обозначающее всякого неправедного человека: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 ИОАН. 2:22, также 2:18); «...многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 ИОАН. 7). Сам Христос говорит не об Антихристе, но о многих будущих «лжехристах» (Вульгата: pseudo-christi), однако в его словах ясно прочитывается указание на смысл грядущего появления Антихриста: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (МАТФ. 24:24, ср. МАРК. 13:22). О великом искушении, влеку щем за собой окончательное разделение человечества на нечестивых и праведных, говорит (не персонифицируя, впрочем, это искушение) и ветхозаветная книга Даниила: «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (ДАН. 12:10). Главными антихристологическими текстами для средневековых экзегетов были Откровение от Иоанна, а также второе послание Павла фессалоникийцам, в которых, несмотря на отсутствие имени Антихриста, видели аллегорию, подробно рассказывающую всю историю лжемессии. Типичное толкование павловского послания показано у ЭММЕРСОНА (38-39; толкующий текст выделен курсивом): «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели...» (Антихрист, сын дьявола, явится прежде второго пришествия Христа), «...противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (Антихрист восстановит храм в Иерусалиме, воссядет в нем, провозгласит себя Богом и потребует поклонения); ... «Ибо тайна беззакония уже в действии...» (сила Антихриста уже явлена в его предшественниках); «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего...» (Антихрист будет разоблачен и уничтожен, но не силой человека, а в сражении с Христом или архангелом Михаилом), «...того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения; и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи»
Торжествующий Антихрист восседает на днище корабля дураков, перевернувщегося в результате его происков, в то время как кораблик святого Петра с праведниками подплывает к желанному берегу. Иллюстрация А . Дюрера к сатире С . Бранта " Корабль дураков "
(Бог позволит Антихристу
действовать, дабы испытать
истинных христиан и отделить их от
лжехристиан — тех, кто
предпочитает зло добру); «да будут
осуждены все, не веровавшие истине,
но возлюбившие неправду» (2 ФЕС.
2:3-12). В Откровении от Иоанна дракон,
первый и второй звери (гл. 12-13)
осознавались как дьявольская
антитроица (Троица дьявольская),
одна из личин которой, по мнению
комментаторов, олицетворяла
Антихриста. Выбор личины,
воплощавшей собственно Антихриста,
зависел от воображения
комментатора: чаще всего на эту
роль избирался второй зверь —
антиномия Христа, третий же зверь
трактовался как антиномия Святого
Духа, ибо ему «дано было вложить дух
в образ зверя» (ОТКР. 13:15); реже на
роль Антихриста выдвигался первый
зверь или сам дракон, или все три
существа сразу. Нумерологические
темноты Апокалипсиса получали
самые разнообразные толкования (семь
голов зверя [13:1] — семь императоров
семихолмного города Рима, семь
смертных грехов и т. п. — ЭММЕРСОН,
23).