Пародия Христа
Антихрист прежде всего —
пародийный антагонист Христа; свою
полную противоположность Христу он
скрывает за внешним пародийным
сходством; при этом не вполне ясно,
старается ли Антихрист походить на
Христа (что выливается в одну лишь
пародию), или же это сходство — лишь
издевка над Христом дьявола, чьей
марионеткой Антихрист, безусловно,
является. Как пишет Фирмик Матерн (4
в.), у дьявола есть свой «Христос» —
т. е. Антихрист. Откровение от
Иоанна читалось как свод
пародийных выходок Антихриста:
если Христос имеет силу Бога, то
Антихрист имеет силу Дракона («и
дал ему дракон силу свою» — 13:2); как
Христос, он смертельно ранен и
исцелен (13:3); как Христос, он
возводится на престол (13:2); если Бог
«есть и был и грядет» (1:4), то
Антихрист очень сходным образом «был,
и нет его, и явится» (17:8); знаки зверя
(«начертание зверя» — 16:2),
положенные «на правую руку или на
чело» (13:16; 14:9-11), соответствуют
печати «Бога живаго», положенной «на
челах» (7:3); с именами Бога
конкурируют имена греха — «имена
богохульные» (13:1, 17:3). В обличии как
бы барана (13:11) Антихрист пародирует
Христова агнца; если Бог посылает «дух
жизни» (11:11), то и Антихрист, не желая
от него отставать, вкладывает дух в
лжепророков («и дано ему было
вложить дух в образ зверя» — 13:15).
Антихрист «и огонь низводит с неба
на землю перед людьми» (13:13), как это
сделал один из предшественников
Христа, пророк Илия (3 ЦАР. 18:38). Если
Бог может посылать «в сердца ваши
Духа Сына Своего» (ГАЛ. 4:6), то
Антихрист обладает могущественной
силой убеждения (13:11-14)
. Богословы стремились выявить как
можно больше параллелей между
Христом и Антихристом, дабы довести
картину их антиномичного
соответствия до абсолютной полноты;
экзегетика дополнялась тут
богословскими построениями и
произвольными домыслами. Уже в
первом трактате, посвященном
Антихристу (ИППОЛИТ РИМСКИЙ,
ОПИСАНИЕ ХРИСТА И АНТИХРИСТА),
нарисована картина полной
параллельности Антихриста Христу:
Антихрист, как и Христос, «есть» —
хотя и в некой извращенной форме —
Лев, Царь и Агнец; он посылает в мир
своих апостолов; собирает
рассеянных; дает своим
последователям печать. Если
Христос — человек из колена Иуды,
то Антихрист, «страшный судия, сын
дьявола», — из колена Дана («От Дана
слышен храп коней его, от громкого
ржания жеребцов его дрожит вся
земля; и придут и истребят землю и
все, что на ней, город и живущих в
нем» — ИЕР. 8:16) (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И
АНТИХРИСТЕ, col. 15). «Ибо если Господь
наш Иисус Христос и Бог, по причине
высоты своего царства и ясности
своей славы и предсказан как лев, то
тем же образом и Антихриста
священные книги именуют подобным
льву, за его тиранию и насилие.
Искуситель, он во всем хочет
выглядеть подобным Сыну Божьему.
Христос — лев, и Антихрист — лев;
Христос — царь, и Антихрист царь.
Спаситель явлен как агнец; и тот
является подобным агнцу, хотя
внутри — волк» (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И
АНТИХРИСТЕ, col. 6).
Зачатие Антихриста дьяволом и
еврейской девушкой из колена Дана,
живущей в Вавилоне (т. е. «вавилонской
блудницей»), — пародия на зачатие
Христа смертной женщиной.
Пародийный характер имеет и
искушение дьяволом Антихриста:
первый предлагает ему все царства
мира, и тот с радостью соглашается (староанглийская
пьеса «Антихрист» из ЧЕСТЕРСКОГО
ЦИКЛА МИСТЕРИЙ, ок.1325).
Но параллельно с рядом видимых
сходств богословами выстраивается
и ряд отличий — фактически за
каждым сходством скрывается
глубочайшая противоположность:
Антихрист псевдоагнец, но на самом
деле — волк; он — пастырь, но «глупый
пастырь» (stultus pastor); он именует себя
светом, но соотносится с Христом
как тьма со светом, смерть с жизнью
и т. п. Если явлению Христа
предшествовал мир, то рождение
Антихриста предваряется резней и
раздором. Получается, что Антихрист,
так старательно пародирующий
Христа, «Христу во всем
противоположен» (Адсо Дервенский).
Парадоксальное облачение
противоположности в форму сходства,
пожалуй, сильнее всего выражено в
формуле Руперта из Дойтца (16 в.) —
едва ли не высшем в богословии
выражении полярности-сходства
Христа и Антихриста: «Вот Христос,
который пролил свою кровь. Вот
Антихрист, который пролил кровь
других» (цит. по: ЭММЕРСОН, 76).