Пародия Христа

Антихрист прежде всего — пародийный антагонист Христа; свою полную противоположность Христу он скрывает за внешним пародийным сходством; при этом не вполне ясно, старается ли Антихрист походить на Христа (что выливается в одну лишь пародию), или же это сходство — лишь издевка над Христом дьявола, чьей марионеткой Антихрист, безусловно, является. Как пишет Фирмик Матерн (4 в.), у дьявола есть свой «Христос» — т. е. Антихрист. Откровение от Иоанна читалось как свод пародийных выходок Антихриста: если Христос имеет силу Бога, то Антихрист имеет силу Дракона («и дал ему дракон силу свою» — 13:2); как Христос, он смертельно ранен и исцелен (13:3); как Христос, он возводится на престол (13:2); если Бог «есть и был и грядет» (1:4), то Антихрист очень сходным образом «был, и нет его, и явится» (17:8); знаки зверя («начертание зверя» — 16:2), положенные «на правую руку или на чело» (13:16; 14:9-11), соответствуют печати «Бога живаго», положенной «на челах» (7:3); с именами Бога конкурируют имена греха — «имена богохульные» (13:1, 17:3). В обличии как бы барана (13:11) Антихрист пародирует Христова агнца; если Бог посылает «дух жизни» (11:11), то и Антихрист, не желая от него отставать, вкладывает дух в лжепророков («и дано ему было вложить дух в образ зверя» — 13:15). Антихрист «и огонь низводит с неба на землю перед людьми» (13:13), как это сделал один из предшественников Христа, пророк Илия (3 ЦАР. 18:38). Если Бог может посылать «в сердца ваши Духа Сына Своего» (ГАЛ. 4:6), то Антихрист обладает могущественной силой убеждения (13:11-14)

. Богословы стремились выявить как можно больше параллелей между Христом и Антихристом, дабы довести картину их антиномичного соответствия до абсолютной полноты; экзегетика дополнялась тут богословскими построениями и произвольными домыслами. Уже в первом трактате, посвященном Антихристу (ИППОЛИТ РИМСКИЙ, ОПИСАНИЕ ХРИСТА И АНТИХРИСТА), нарисована картина полной параллельности Антихриста Христу: Антихрист, как и Христос, «есть» — хотя и в некой извращенной форме — Лев, Царь и Агнец; он посылает в мир своих апостолов; собирает рассеянных; дает своим последователям печать. Если Христос — человек из колена Иуды, то Антихрист, «страшный судия, сын дьявола», — из колена Дана («От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» — ИЕР. 8:16) (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ, col. 15). «Ибо если Господь наш Иисус Христос и Бог, по причине высоты своего царства и ясности своей славы и предсказан как лев, то тем же образом и Антихриста священные книги именуют подобным льву, за его тиранию и насилие. Искуситель, он во всем хочет выглядеть подобным Сыну Божьему. Христос — лев, и Антихрист — лев; Христос — царь, и Антихрист царь. Спаситель явлен как агнец; и тот является подобным агнцу, хотя внутри — волк» (ИППОЛИТ, О ХРИСТЕ И АНТИХРИСТЕ, col. 6).

Зачатие Антихриста дьяволом и еврейской девушкой из колена Дана, живущей в Вавилоне (т. е. «вавилонской блудницей»), — пародия на зачатие Христа смертной женщиной. Пародийный характер имеет и искушение дьяволом Антихриста: первый предлагает ему все царства мира, и тот с радостью соглашается (староанглийская пьеса «Антихрист» из ЧЕСТЕРСКОГО ЦИКЛА МИСТЕРИЙ, ок.1325).

Но параллельно с рядом видимых сходств богословами выстраивается и ряд отличий — фактически за каждым сходством скрывается глубочайшая противоположность: Антихрист псевдоагнец, но на самом деле — волк; он — пастырь, но «глупый пастырь» (stultus pastor); он именует себя светом, но соотносится с Христом как тьма со светом, смерть с жизнью и т. п. Если явлению Христа предшествовал мир, то рождение Антихриста предваряется резней и раздором. Получается, что Антихрист, так старательно пародирующий Христа, «Христу во всем противоположен» (Адсо Дервенский). Парадоксальное облачение противоположности в форму сходства, пожалуй, сильнее всего выражено в формуле Руперта из Дойтца (16 в.) — едва ли не высшем в богословии выражении полярности-сходства Христа и Антихриста: «Вот Христос, который пролил свою кровь. Вот Антихрист, который пролил кровь других» (цит. по: ЭММЕРСОН, 76).

Главная. Другие книги.

 

Hosted by uCoz